2 июл. 2007 г.

24 часа Ле-Мана

Небольшой городок в паре сотен километров от Парижа на ближайшие пару дней превратится в настоящую горячую точку планеты. В очередной, 75-й раз. Здесь снова будет много шума, много света и много страстей. Сильные мира сего поведут борьбу за власть и влияние, и здесь все будет серьезно – тактические маневры, игры ресурсами, гамбиты игроков, и все ради одного – победы.
Но «как всегда» уже не будет. На широком поле неожиданно стало тесно. Вызов хоть и иностранному, но королю, бросил отважный француз. Но двух королей быть не может. А значит, им придется выбрать, кому остаться. Драма смешается с трагедией, как гарь от покрышек с выхлопными газами. В воздухе на сутки повиснут сотни децибел. 250 тысяч человек явятся свидетелями происходящего, не считая двух тысяч журналистов, вещающих для 360-миллионной аудитории. Ну а короля ждет большая битва, не на жизнь, а насмерть, и смерти вопреки, и так 24 часа подряд.
Меня зовут Анатолий Коледа, и я веду свой самый длинный репортаж из столицы автогонок – Ле-Мана.



Пятница, 15 июня
12.00. Ле-Ман – небольшой городок во Франции, которому, однако, не занимать мировой славы. Здесь находится автодром Circuit de la Sarthe, на котором вот уже больше ста лет соревнуются лучшие автомобили мира. Сегодня все дороги во Франции ведут сюда. На ближайшие выходные Ле-Ман превратится в Мекку любителей четырехколесных всех возрастов и сословий.
13.00. В этом году регламент 75-го по счету Ле-Мана претерпел некоторые изменения. Старт гонки состоится не в 16, а в 15 часов, что связано с другой гонкой, политической – выборами президента. Зато участников будет не 50, а 55 (лишние из заявленных семи десятков выбывают по итогам квалификации). А сама трасса станет чуть быстрее («подровняли» пару поворотов).
Особый шик гонке этого года придает то обстоятельство, что впервые за целых 10 лет за титул будут бороться две заводские команды, причем обе весьма искушенные в рейсинге. На счету первой уже шесть побед, а ее новый болид R10 с турбодизельным двигателем и вовсе кажется непобедимым. Однако и французы со своим дизельным же Peugeot 908 настроены весьма воинственно. Их противостояние станет главной интригой Ле-Мана 2007 года. Ветераны «Ле-Мана» Pescarola будут висеть у них на хвосте и будут только рады любым ошибкам «грандов».

14.00. Весь город разукрашен символикой великих гонок, но характерной предшествующей суеты почему-то нет. Пятница в Ле-Мане выдалась на удивление тихой. Зрители прибывают, но не торопясь, билетные кассы работают без перерыва, но и без давки, а на парковках и окрестных кемпингах все еще есть свободные места. Неужели гонка пройдет при полупустых трибунах?

16.00. Погода способна свести с ума любого метеоролога. То жарит солнце, то обрушивается ливень, то налетает порывами ветер. Команды, видать, сидят и решают шахматную задачку – какую резину поставить завтра. Мощный дождь уже спутал все карты нынешнему чемпиону Ле-Мана – команде Audi. Проиграв накануне квалификацию претенденту на титул «номер раз» команде Peugeot, даже лучший пилот «ауди» Том Кристенсен не смог отбить первое место на стартовом поле. Сильный пролог обещанной еще задолго до гонок драмы.

17.30. Напрасно волновался – паддоки уже переполнены болельщиками. Многие из которых начали праздновать победу фаворитов, так сказать, досрочно. Бизнес в многочисленных ларьках и сувенирных лавках идет на ура, несмотря на космические цены. Праздничное настроение электризует атмосферу, и хотя все веселы, растет почти тревожное напряжение. Оно достигнет пика завтра к 15 часам – когда будет старт самой большой гонки планеты.

18.00. Начинается официальный парад пилотов Ле-Мана. Ле-Ман – уникальное по своей демократичности явление. Участвовать здесь может любой, у кого достаточно денег арендовать машину и техничку. Это вам не закрытый клан первой «Формулы». При этом французские гонки вдвое ее старше, что, в точности как коньяку, придает этим гонкам особый престиж. Пилотов везут на старинных автомобилях – героях прошлых «Ле-Манов». Такого вы тоже не увидите в F1, где ни за что бы не стали тратить деньги на подобный парад.
21.00. Вечер дня «накануне» завершается салютом над гоночной трассой и уже ставшим привычным дождем. Благодаря ему уже к полуночи окрестности трассы остыли от суеты. Однако Ле-Ман не уснул – всю ночь команды будут готовиться к гонкам.


Суббота, 16 июня

8.00. Стянувшиеся за ночь силы болельщиков взяли Ле-Ман в плотное кольцо. Все имеющиеся обочины оккупированы легковыми автомобилями, жилыми кемперами и походными палатками. Вот нашей-то пашвалдибас полиции был бы праздник! Кажется, люди основательно подготовились к длительному празднику, и ничто, даже погода, а точнее непогода, не выгонит их отсюда.
Свинцовое небо сливается с серым асфальтом «кольца старта». Время от времени сверху обрушивается кусок дождя, ртутью рассыпающийся по асфальту. Изредка издевательски выглядывает солнышко, но снова прячется. Сегодня будет трудный день.

9.00. Наконец-то трасса ожила! Этим утром никто не проспит. Взревев многолитровыми моторами, самые мощные и быстрые автомобили планеты вышли на разминку.
Низкие, приземистые, почти квадратного сечения болиды, совсем не похожие на уличные авто, проносятся, срезая с асфальта слой воды. Задние колеса фонтанами поднимают влагу вверх издевательскими «факами».
12.00. Ветераны «Ле-Манов» прошлых лет не только нашли в себе силы приехать на трассу, но и... проехать ее! «Старички» устроили междусобойчик, да так, что местами за них было страшно. Выиграл Ford GT, повторив триумф 1968 года. Знай наших!

14.00. Для приветственной речи команды выстраивают своих воспитанников на стартовом пятачке. Под такое дело даже включилось солнце и кончился дождь. Но внимание фотографов живо переключается с машин на дефилирующих красоток. Бедняжки отчаянно зябнут, но чем не пожертвуешь ради Большого Спорта!
Вслед за длинноногими девчушками бегают взмыленные механики, подтаскивая к болидам стопки покрышек. А ну никак солнце решило выкатиться из-за туч надолго, а машины обуты в «дождевую» резину?

15.00. Фавориту чемпионата команде Audi не потребовалось и часа из положенных по регламенту двадцати четырех, чтобы разобраться с новичком. Уже в первом повороте пилот второй машины Диндо Капелла обошел конкурента и отправился вперед. Не прошло и получаса, как за ним выстроились два других «ауди».
Время от времени выпускают пейс-кар – проверить состояние трассы, и на это время обгоны запрещены. Но «ауди» это ничуть не мешает. Зато есть время заскочить на пит-стоп.
Остальные участники растянулись в длинную колбасу. Первыми идут прототипы, затем серийные машины. Среди «конюшек» как мировые бренды – Porsche, Ferrari, Aston Martin, так и известные более узкому кругу Spyker, Pescarolo, Zytek и др. Все они работают с частными лицами. Так что если у вас есть деньги и желание увековечить свое имя в истории самой престижной гонки – как говорится, велкам...

16.00. Трасса любимчиков не выбирает. Некстати зарядивший ливняк подставил подножку новичку в заводской команде Audi Майку Рокенфеллеру. В одном из поворотов он не справился с 650-сильным болидом, обутым в сухую резину, и на хорошем ходу приложился к отбойнику.
Сам не пострадал, но вот добраться до спасительного пит-стопа, где наготове лежит полный комплект запчастей от колес до кузова, уже не смог. Как говорится, один разбился, и их осталось двое.
17.00. Питы команд – святая святых. Пускают сюда далеко не каждого, даже тех, кто заплатил за VIP-билет полтысячи евро. Не то чтобы команды изображали из боксов секретную лабораторию, просто не хотят, чтобы путались под ногами.
Боксы Audi – это 120 человек, несколько тонн инструмента, лаборатория телеметрии, по количеству мониторов соперничающая с центром управления полетами, и склад запчастей, из которых можно построить целый автопарк.
Персонала достаточно, чтобы обслужить все три машины одновременно, но команда старается избегать таких ситуаций. В перерывах между пит-стопами ребята отдыхают, по-простому вытянув ноги и закрыв глаза. Проезжающие мимо болиды обдают их физически осязаемыми волнами шума, но они, кажется, его не замечают. Их спецназовская невозмутимость – результат жесточайших тренировок. Механики способны поменять колеса даже с закрытыми глазами.
Единственный большой секрет команды – это доктора. Только они знают, что, например, пьют спортсмены во время гонки. Это оберегается круче, чем рецепт кока-колы, хотя кажется – это простая минералка с добавлением витаминов.

20.00. К четвертому часу гонки машина Audi под номером 2, за рулем которой по очереди сидят лучшие гонщики, в том числе и «король Ле-Мана», 7-кратный чемпион Том Кристенсен, уехала от преследователей на добрых два круга. В круговых оказался даже R10 TDI под номером 1, не говоря уж о главных соперниках – Peugeot. Кстати, за рулем одного из 908-х сидит сам Жак Вильнев, некогда блиставший в «Формуле-1». Вот вам и ответ на спор, где пилоты круче – в «Ф1» или Ле-Мане.

Воскресенье
00.00. Усталые, полные впечатлений зрители разбредаются по своим палаткам, кемперам (многие, кстати, и вовсе спят прямо в машинах). Утихомирились аттракционы и мобильные пабы. Даже моторы стали звучать как-то иначе – мягче и спокойнее, без той дневной нервозности и напряжности. Спать совсем не мешает.
А сама гонка не сбавляет скорости. Совсем наоборот – в 4.22 Аллан МакНиш (Audi R10 TDI №2) привез новый рекорд трассы: 3 мин. 27 секунд. Максимальная скорость превысила 320 км/час.
Обе «ауди» по-прежнему во главе пелетона. Кажется, лучшего подарка для Диндо Капеллы, пилота второго R10, на его 43-й день рождения не придумать. Импровизированное застолье состоялось на пит-стопе и в типичном для пит-стопа ритме – заехал-выехал. R10 под номером 1 пришлось провести целый круг в пит-стопах – меняли заднюю часть кузова и спойлер. Что, впрочем, для команды не проблема – ближайший соперник в пяти кругах.

7.00. Утро – самая тяжелая часть гонки. Водители и команды устали. Восходящее солнце лупит в глаза. Тут не нужен даже дождь, чтобы пилоты и техники начали ошибаться.
R10 TDI под номером 1 поймал перед­ком булыжник. Пришлось заезжать в пит-стоп и менять «нос». Но беда не приходит одна.
В 7.35 на вираже Индианаполис на скорости 260 км/час Audi R10 лидера гонки Ринальдо Капеллы теряет заднее левое колесо. Машина превращается в неуправляемый снаряд и летит в отбойник. Что пережил в эти мгновения пилот, остается только догадываться – сидеть и смотреть навстречу смерти. А ведь еще десять минут назад инженеры из питов запросили Капеллу о состоянии машины. Он пожаловался, что болид скользит больше обычного, но в целом все ОК. Как жестоко он ошибался, он поймет, когда увидит пролетающее мимо оторвавшееся колесо.
Кузов сильно разбит, подвеска искорежена, рулевой механизм завязался узлом, но чудом не пострадавший пилот, судя по всему, не верит своим глазам. Уже подъехал эвакуатор, но Капелла собрался было снова сесть за руль. Начальство команды Audi смотрело на это с каменными лицами. Все разборки отложили на после гонки. Возможно, это всего лишь случайность, а возможно – и ошибка механиков, плохо прикрутивших колесо.
Жестокое разочарование постигло команду – выбыл самый опытный экипаж Audi, все неоднократные чемпионы Ле-Мана. Особенно обидно даже не имениннику Капелле, которому судьба преподнесла самый плохой в жизни подарок на день рождения. И не датчанину Тому Кристенсену даже, который лишился шанса заработать очередной, восьмой, чемпионский титул. А их болельщикам, проделавшим огромный путь до Ле-Мана (одних только гостей из Дании – 40 тысяч человек). Как выяснилось, все напрасно. И лишь то, что именные кепки стоили под 25 евро, остановило болельщиков от того, чтобы растоптать их в грязь.

9.00. В паддоках воцарилось тревожное ожидание. Оба «пежо» мужественно сражаются с техническими неполадками, но сходить не собираются. А против них, пусть и со значительным гандикапом, остался последний R10.
В это утро маршалы и эвакуаторы не сидят без дела. Сдало «сердце» Lola Aer под номером 25. Zytek не успел выехать из питов после замены стартера, как вскоре не справился с управлением и разбил зад. У лидера в своем классе Ferrari F430 под № 87 умерла водяная помпа, а заменить ее не удалось. Любимец Бонда «астон мартин» под бондовским же номером 007 изящно крутанулся на Индианаполисе, едва не повторив судьбу Капеллы.
Всего на трассе, славящейся своей безжалостностью, осталось чуть больше половины гонщиков.
Вернувшиеся на трибуны зрители (250 тысяч человек, по подсчетам организаторов) выглядят подавленными. От вчерашнего праздника не осталось и следа – ни победных воплей, ни свиста.
12.00. На небе сгущаются тучи. Пойдет или не пойдет дождь? Завершающие часы гонки обещают стать весьма и весьма трудными, особенно для Audi, которой не столько важно выиграть 7-й титул, сколько не отдать его своему единственному дизельному конкуренту.
Ноги у этого противостояния растут из далекого прошлого. Когда-то дизеля Peugeot считались одними из лучших в мире. Однако Audi, усиленно работающая над своим TDI с середины восьмидесятых, вовсю старается претворить почти партийный лозунг: «Говорим – турбодизель, подразумеваем – Audi!» Лемановский болид – что ленинский броневичок, с которого ингольштадтцы продвигают свой бренд.
Однако Peugeot оказались достойными соперниками. Компания пожертвовала довольно многим, в том числе чемпионатом мира по ралли, лишь бы подготовить достойную технику для более престижного Ле-Мана. 908 Hdi имеет более мощный двигатель (700 л. с. и 1200 Нм), 6-ступенчатую коробку (против 5-ступенчатой у Audi) и весьма удачное шасси (это видно на быстрых поворотах). Это все «пежо» продемонстрировал в тестах, однако в реальной гонке «ауди» все же быстрее. По крайней мере так утешают себя пилоты R10, не справившиеся со своими обязанностями.

13.30. Природа решила-таки добить пилотов – разверзлись хляби небесные. Болельщики едва успели спрятаться под зонтики и накидки (ходкий, кстати, товар у местных барыг), а болиды буквально плывут по трассе, волоча за собой многометровый хвост водяной пыли. Так как машины идут одна за одной, над асфальтом повис непробиваемый туман.
Однако не дождь стал причиной схода одного из «пежо». Заезд в пит-стоп не решил возникшие проблемы с мотором у номера 7. Как говорится, перегорел на работе. И в 13.20 команда официально объявила о его выбывании.

14.00. Теперь «ауди» и «пежо» остались один на один. А как изменилась тактика команд! Audi, имея перевес в семь кругов, едет крайне осторожно – и проигрывает по целых 20 секунд на круге 908-му, который к тому же является автором самого быстрого круга этой гонки. И это не считая внезапного пит-стопа для смены резины на дождевую. Не слишком ли активно Audi транжирит завоеванный отрыв?
Так кто кого? Пошел отсчет последнему часу 75-го «Ле-Мана».

14.20. Пит-стоп за пит-стопом, желтый флаг за флагом. Гонка потеряла темп. Из-за тяжелого дождя болиды вынуждены плестись за пейс-каром, не имея возможности обгонять.
Воспользовавшись задержкой, Peugeot под номеров 8 отправился в боксы. Неужели там и останется? Говорят, под капотом много масла и сильно воняет горелым. Кто-то из команды Peugeot бросил: «Нам остается только держать кулаки, но делать ставки на номер 8 я бы не стал».

14.40. Финишировать здесь на своих четырех для «пежо» значит закончить битву пусть даже не победителем, но хотя бы не побежденным. Болид 908 Hdi под номером 8 вернулся на трассу, всего на четыре круга опережая Pescarolo под номером 16 и на добрый десяток кругов отставая от «ауди». Последнему тем временем было приказано заехать на пит – «плеснуть топлива». За двадцать-то минут до финиша?

14.50. Наконец-то дали зеленый флаг – и машины бросились в последний бой, несмотря на хлещущий тяжелый ливень. ­­­­­­­­­­­­­­ Смело погнал вперед и юный дуэлянт Peugeot. И вот теперь прочувствуйте момент – ровно за минуту до финиша, на 359-м кругу, болид встал посреди трассы. Заглох? Сломался? Это конец?
Еще нет. «Пежо» просто пропустил пелетон впереди себя, чтобы не ехать лишний круг.

15.00. Момент истины настал. Audi пересекает финишную черту первым, завоевав 7-й чемпионский титул (4-й подряд) и второй – для клана TDI. Мигая фарами, завершают гонку остальные «выжившие». Фанаты всех марок очнулись от тревожного ожидания и высыпали прямо под дождь, поздравляя и обнимая друг друга. Рупоры захлебываются от восторгов комментатора. Команды, не чувствуя усталости после суточного марафона, наплевав на технику безопасности, встречают своих на пит-лайнах. Зрители взяли штурмом заборы и теперь бегут к центральным трибунам прямо по трассе.
Сейчас начнутся интервью, поздравления, церемонии награждения – подиум уже установлен прямо на трассе. Словом, сегодня Ле-Ман снова не уснет...
К исходу тяжелейших суток уже не так важно, кто финишировал первым. Здесь, как в настоящем спорте, главное – участие. Причем не только для гонщиков или рядовых членов команды, но и для болельщиков. Ле-Ман закончился, да здравствует новый Ле-Ман!

Комментариев нет: